?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Несколько дней назад я написал большой пост про новую Конституцию Грузии, но т.к. ее не приняли в тот день, и голосование по окончательному тексту было назначено на сегодняшний день, просто сохранил в черновике ЖЖ. Но позавчера, когда опубликовал с моба перепост Глезина про Грузии, текст пропал( Заного писать ломает.
Вчера, 15 октября 2010г, 112 голосами против пяти в третьем и окончательном слушании утвердил новую конституционную модель страны, которая существенно сокращает полномочия следующего президента за счет расширения полномочий премьер-министра и его правительства. Просто скажу свое мнение по этому поводу.
Что бы я щас не сказал, те кто считает что Конституцию перекроили для Саакашвили, продолжат считать по своему, это их право. Просто если посмотреть на требования оппозиции, которая противилась сильной президентской власти в Грузии, то становится не понятно, почему же они щас требуют как противоположного.
Просто новая модель, с сильной ролью парламента и назначаемого им правительства, это решительный шаг в сторону европейской модели государства, к европейским ценностям демократии, к которым так стремится Грузия, и довольно интересный эксперимент для грузинского общества. Не секрет, что на пост-советском пространстве (не считая стран Прибалтики, где общество более европеизировано), подобные модели создавали серьезные кризисы в государствах. Примеры Украины и Молдовы, где противостояния между президентом и парламентом, который не утверждал предлагаемые им правительства, еще на памяти у всех. Надеюсь опыт этих стран был учтен при создании новой редакции Конституции Грузии, т.к. обсуждение этих изменений шли более года, да и сами изменения были одобрены венецианской комиссией.
Еще одно изменение, произошедшее в Грузии в октябре я обошел стороной, т.к. все никак не сформулировал свои мысли по этому поводу. Но по этому вопросу у меня взяло интервью Радио Свобода, и скажу то что и там сказал.
1 октября 2010 года в Грузии начали работу суды присяжных. Подготовка к этому шла долго, общественное мнение тоже долго обрабатывали, щас даже сериал запустили про суд присяжных. Но мое лично мнение, что в стране, где все друг другу родственники, друзья или соседи, или на крайний случай имеют общих знакомых, такие суды будут иметь элемент субъективности. Вот в Грузии в 98% случаев достаточно 5 минут поговорить с любым незнакомым человеком, обязательно найдешь общих если не родственников, то по крайней мере знакомых.
Таким образом или сторона защиты или обвинения может через родственников выйти на конкретного присяжного, и попросить его так или иначе дать свой голос.
Да и не всякий пожелает быть в суде присяжным, а по закону это обязательство каждого гражданина Грузии, за исключением юристов, сотрудников правоохранительных органов, судимых, или еще пары социальных групп.
Так что изменения Конституции Грузии я считаю интересными, а вот суд присяжных - Грузия еще не готова для него, по моему мнению
под катом основные положения новой конституционной модели
• Правительство становится высшим органом исполнительной власти, которое будет обеспечивать осуществление внутренней и внешней политики страны, и в то же время, является подотчетным перед Парламентом;
• Главой правительства является премьер-министр, который назначает на должность и освобождает с должности других членов правительства, в том числе и силовых министров – по действующей на сегодняшний день Конституции, это входит в эксклюзивные права президента. Отставка или прекращение полномочий премьер-министра автоматически вызывает прекращение полномочий других членов правительства;
• Полномочия правительства прекращаются сразу по признанию полномочий новоизбранного Парламента (а не после избрания нового президента, как это предусмотрено в действующей Конституции);
• Вышедшая на первое место партия в новом Парламенте представляет кандидатуру премьер-министра, которого формально выдвинет президент; Кандидат в премьер-министры сам выбирает министров и вместе с программой правительства представит Парламенту на утверждение; Для того, чтобы заручиться доверием Парламента, необходима поддержка со стороны большинства состава членов Парламента по списку;
• Если полномочия правительства прекращаются по другой причине (не из-за избрания нового Парламента), президент представит на утверждение ту кандидатуру на должность премьер-министра, которую ему предложит парламентское большинство, или в случае отсутствия такового, самая крупная фракция по числу ее членов;
• Если Парламент с двух попыток не сможет утвердить правительство большинством своего состава по списку, тогда президент представляет законодательному органу кандидатуру в премьер-министры, которую ему предложит 2/5 часть депутатов, и распускает Парламент и назначает внеочередные парламентские выборы лишь после того, как и с третьей попытки не удастся выразить доверие правительству;
• Лишь правительство будет правомочно представлять проект государственного бюджета Парламенту (а не президент, как это предусмотрено в действующей модели), и тем самым вся ответственность за бюджетный процесс возлагается полностью на правительство и Парламент;
• Правительство будет вправе обращаться к Парламенту с предложением ратификации, денонсации или отмены международных договоров и соглашений (данного положения в базисном проекте не было); Таким правом в определенных случаях будет обладать и президент, но с потребностью контрассигнации от премьер-министра;
• Правительство будет вправе обратиться к президенту с просьбой созыва внеочередной сессии или заседания Парламента;
• Без представления правительство президент не сможет назначать или освобождать послов с должности; Также без согласия правительства не сможет принимать решение об аккредитации дипломатических представительств;
• Правительство назначает на должность или освобождает с должности губернаторов регионов (по базисному проекту, эти решения должны были согласовываться с президентом; По действующей же Конституции, эти полномочия полностью входят в компетенцию президента);
• В контрассигнации премьер-министра будут нуждаться правовые акты президента, кроме издаваемых в военное время актов; Здесь же определены те направления, в том числе и роспуск Парламента, назначение выборов, подписание закона; объявление военного положения и его отмена; предоставление и прекращение гражданства, назначение судей, когда премьер-министр не имеет право на контрассигнацию;
• Правительству предоставляется право потребовать от президента назначить референдум (такого положения в базисном проекте не было);
• Президент должен согласовывать с правительством осуществление переговоров и оформление договоров с другими странами (такого положения в базисном проекте не было).

Президент

• Президент остается главной страны, главнокомандующим Вооруженными силами и представителем при осуществлении внешних отношений, но уже не будет управлять и осуществлять внутреннюю и внешнюю политику;
• Избирательный ценз для избрания на пост президента снова остается на уровне 35 лет, и на этот пост может быть избран гражданин Грузии, который проживал в Грузии хотя бы в течение 5 лет, и ко дню назначения выборов последние 3 года проживал в Грузии – это положение было изменено перед третьим слушанием. В принятых в первом и во втором слушании законопроектах, кандидат в президенты должен был быть уроженцем Грузии, который хотя бы в течение 15 лет проживал в Грузии;
• Президент не будет обладать правом занимать партийную должность, но он сможет остаться членом партии – это положение было отражено в законе после второго слушания;
• В компетенции президента остается право назначать или освободить с должности начальника Генерального штаба и других военных командующих только с согласия правительства – этой необходимости не было в первоначальном варианте проекта;
• Президент выдвигает кандидатуру премьер-министра и назначает его, что является формальной процедурой его участия в этом процессе, так как в случае, если правовой акт о назначении не будет издан, премьер-министр автоматически будет считаться назначенным;
• Президент уже не будет обладать правом по своей инициативе назначить референдум (такое право для него было предусмотрено во всех предыдущих вариантах проекта), и сможет сделать это только после того, как с соответствующим «требованием» выступят Парламент, правительство или не менее 200 тысяч избирателей;
• Президент уже не будет обладать правом на законодательную инициативу и выдвижение требования о внеочередном обсуждении законопроекта в Парламенте;
• Президент уже не будет обладать правом по собственной инициативе созвать заседание или сессию Парламента (это его право было сокращено Парламентом во втором слушании законопроекта), но такие заседания он сможет созвать по требованию председателя Парламента, не менее четвертой части депутатов Парламента или правительства, но если акт о созыве не издан, в течение 48 часов с момента выдвижения требования Парламент все равно соберется;
• Президент сможет поставить перед Парламентом просьбу о ратификации, денонсировании или отмене международных договоров только с контрассигнации премьер-министра (необходимость контрассигнации в первоначальном проекте не предусматривалась); В то же время определены категории тех соглашений, по которым президент будет обладать правом выдвижения вышеуказанной просьбы;
• Президент уже не будет участвовать в бюджетном процессе;
• Президент уже не будет обладать эксклюзивным правом на представление в Парламент членов регулирующих комиссий (как это было предусмотрено в первоначальном варианте проекта) и ему придется делать это с согласия правительства;
• Также с согласия правительства президенту придется, после консультаций с основными политическими субъектами в Верховном совете автономной республики Аджария, представлять кандидатуру на пост председателя правительства Аджарии на утверждение в Верховный совет автономии – принятое в первом слушании данное новое положение не было отражено в предыдущих вариантах проекта;
• Президент уже не сможет отменять или приостанавливать действия правовых актов исполнительных властей;
• Президент обладает правом потребовать обсуждение законодательно инициативы или законопроекта в Парламенте внеочередным образом – однако это полномочие президента ко второму слушанию конституционных изменений может или полностью быть отменено или ограничено;
• Президент будет вправе потребовать обсуждение отдельных вопросов на заседании правительства и участвовать в заседании правительства в обсуждении этих вопросов (но не председательствовать на заседании правительства, как это предусматривалось в базисном проекте).
• До 15 дней сокращается парламентский срок объявления импичмента президенту. Вопрос об импичменте президента вновь сможет выдвинуть 1/3 депутатов полного состава Парламента, которые смогут обратиться в Конституционный суд в случае наличия признаков преступления или нарушения Конституции в действиях президента (по действующим сегодня правилам, вопрос об импичменте президента рассматривается Конституционным судом и Верховным судом по типу нарушения). Если Конституционный суд подтвердит наличие нарушения, импичмент президенту объявляет не менее 2/3 депутатов в течение 15 дней (вместо нынешних 30);
• Согласно новым конституционным положениям, полномочия президента прекращаются сразу после принесения новоизбранным президентом президентской присяги. Новый президент будет приведен к присяге в третий воскресный день после избрания;
• Согласно новым положениям, если в первом туре президентских выборов участвовал только один кандидат и он не смог набрать достаточное количество голосов, через два месяца пройдут новые выборы (это положение в проект было внесено в ходе второго слушания);
• Президент сохранит право на объявление военного или чрезвычайного положения, заключение мира – эти решения должны быть утверждены Парламентом;
• Президент вновь будет вправе с согласия Парламента приостановить деятельность органов самоуправления или распустить их, если создают угрозу суверенитету страны, территориальной целостности или осуществлению конституционных полномочия государственными органами;
• Президент сохранит эксклюзивное право на назначение выборов, помилование заключенных, решение вопросов предоставления гражданства, выдачу наград и званий, подписание и опубликование законов, заключение конституционного соглашения от имени государства с автокефальной апостольской Грузинской Православной Церковью;
• Президент также сохранит право на представление Парламенту ежегодного доклада раз в году.

Парламент

• Признание полномочий новоизбранного Парламента автоматически вызывает формирование нового правительства;
• Парламент вправе объявить недоверие правительству, однако для этого расписана сложная последовательность процедур (аналогично сегодняшней Конституции). В целом, на полный цикл объявления недоверия и утверждение нового правительства может потребоваться до 92 дней, что является сокращенным сроком по сравнению со сроками, утвержденными в первом слушании, которые составляли 127 дней. Объявление недоверия происходит следующим образом: для постановки вопроса к Парламенту должны обратиться не менее 2/5 депутатов, в течение 20-25 дней должно пройти голосование и за постановку вопроса о недоверии должны проголосовать более половины из состава депутатов по списку. Если это решение провалится, допускается его повторное инициирование в течение последующих шести месяцев; в течение 2-25 дней после постановки вопроса о недоверии Парламент голосует за представление президенту кандидата на должность премьер-министра, выдвинутого не менее 2/5 частями депутатов по списку;

Президент вправе в течение 5 дней согласится или отказаться от кандидатуры премьер-министра; Парламент может преодолеть это вето 3/5 частью состава депутатов не менее, чем за 15 и не более, чем за 20 дней – эти сроки также составляли 20-25 дней, но были сокращены в к третьему слушанию;
В случае преодоления вето, в течение, максимум 14 дней, происходит представление кандидатуры на пост премьер-министра и утверждение его правительства по правилам конструктивного вотума, которые наряду с утверждением нового правительства означают автоматическое объявление недоверия прежнему составу правительства;
Но в случае объявление Парламентом недоверия новому составу правительства, президент вправе в течение трех дней распустить Парламент и назначить внеочередные выборы;
• Премьер-министр вправе поставить перед Парламентом вопрос о доверии к правительству в связи с законопроектом, который был инициирован правительством (в том числе и по бюджетному законопроекту). Парламент в течение 14 дней или в одном слушании должен принять законопроект (законопроекты, обычно принимаются в трех слушаниях) или объявить недоверие правительству по установленной процедуре. Если Парламент не сможет принять решение об объявлении недоверия, законопроект будет считаться принятым. Но за этой процедурой не последует последняя стадия, предусмотренная по процедуре конструктивного вотума недоверия, которая предусматривает возможность роспуска Парламента президентом – таким образом, вопрос доверия правительству, связанный с законопроектом, не сможет стать причиной роспуска Парламента и назначения внеочередных выборов, как это было предусмотрено во всех предыдущих вариантах проекта;
• Парламент большинством полного состава вправе поставить перед премьер-министром вопрос о должностной ответственности отдельных министров (данного положения в базисном проекте не было); Однако, премьер-министр не обязан согласиться с мнением Парламента, так как об ответных механизмах в конституционном проекте ничего не сказано.
• Парламент осуществляет контроль за расходованием бюджетных средств посредством Контрольной палаты. По действующей Конституции, Парламент вправе напрямую осуществлять функцию контроля и в случае обнаружения нарушений потребовать приостановки расходования бюджетных средств – этого положения в новой модели уже нет;
• Правительство уже не имеет обязательства после «согласования» с парламентским комитетом представить государственный бюджет, как это предусмотрено в действующей Конституции. По новой редакции, представлению бюджета должно предшествовать «обсуждение» с комитетами его основных данных и направлений, а не «согласование»;
• При назначении послов уже не будет необходимости в согласии Парламента;
• По требованию 1/5 части депутатов (вместо сегодняшней ¼ части) создаются следственные и другие временные комиссии; Решение о создании комиссии принимается «по установленным по Регламенту Парламента правилам», т.е. в виде постановления, для чего необходима будет поддержка большинства присутствующих на заседании депутатов; Количество представителей большинства в комиссии не должно превышать половину всего числа членов комиссии;
• Парламент сможет преодолеть вето президента по органическому закону - числом больше половины всего состава (вместо действующими сегодня 3/5 частей); В случае конституционного закона – не менее 2/3;
• Член Парламента будет вправе обратиться с вопросом к представителю исполнительной власти любого уровня и получить от него ответ.

Другие изменения

• Должность президента, премьер-министра, председателя Парламента не может занимать лицо с двойным гражданством (в базисном варианте эта норма распространялась в отношении всех государственных политических должностей);
• Право на собственность неприкосновенно; Его ограничение возможно таким образом, чтобы не нарушалась бы суть собственности, что выражается в предварительном и справедливом вознаграждении, которое освобождено от всяких налогов и пошлин;
• Категория органического закона остается в Конституции (в предыдущих вариантах предусматривалось изъятие такой категории). Кроме того, согласно новому положению, Трудовой кодекс должен относиться к категории органического закона;
• Возрастным цензом судей будет 30 лет (вместо действующего на сегодня ценза в 28 лет), и они будут назначаться бессрочно, до достижения пенсионного возраста; Но предусматривается не менее трехлетний испытательный период перед назначением на должность (этого положения не было в базисном проекте);
• Основные принципы полномочий местного самоуправления регулируются отдельной, новой главой Конституции;
• Пересмотр Конституции осложняется – поправки будут считаться принятыми, если за них проголосует на двух последовательно прошедших сессиях, минимум с трехмесячным интервалом, не менее 2/3 из полного состава депутатов Парламента Грузии.

Comments

( 69 comments — Leave a comment )
egogeo
Oct. 16th, 2010 10:58 am (UTC)
"то становится не понятно, почему же они щас требуют как противоположного."

что ж тут непонятного. и то и другое делается под конкретного человека. Сначала под Гамсахурдиа. потом под Эдика, теперь под МС. Лично я сторонник именно парламентской системы, но методы слишком уж совковые. Или ты возразишь ,что это делается под другого, а Саакашвили уйдет?

Ну понятно со всех сторон враги, Грузию больше никто спасти не сможет, никто кроме Звиада(Эдика, Миши) . Не кажется ли,что это уже становится вроде паранойи.

А получить игрушку типа Медведа очень хочется?



А ,что касается суда присяжных абсолютно согласен в Грузии этот институт работать не сможет Все друзья ,родственики,знакомые друзья дузей и т.д.
cyxymu
Oct. 16th, 2010 11:12 am (UTC)
не факт, что Миша пойдет в премьеры
(no subject) - egogeo - Oct. 16th, 2010 12:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andy_bond - Oct. 16th, 2010 06:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egogeo - Oct. 16th, 2010 08:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - thegiji - Oct. 16th, 2010 07:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egogeo - Oct. 16th, 2010 08:06 pm (UTC) - Expand
heshilao
Oct. 16th, 2010 11:12 am (UTC)
"""не считая стран Прибалтики, где общество более европеизировано"""


общество тут может и евопеизировано , да только парламентская модель все равно туфта.
кризиса не вызвало, а вот болотце застойное - это да, это легко. (я про Латвию в частности)


парламентская модель хороша когда в стране уже нечего особо реформировать и остается пожинать плоды или наблюдать плавный рост за счет когда-то проведенных реформ.

я живу в Латвии и какое-то время подрабатывал в одном агентстве занимающемся соц. опросами - так вот и у правительства и у парламента крайне низкий уровень доверия .
В стране которая уже в НАТО и которая все же не является первостепенной целью для чьей то агрессии - это не критично.
Но в стране, которая частично оккупирована , в которой есть про-московская оппозиция - это не будет так безобидно.

я не вижу смысла забирать у избираемого президента полномочия.
в чем плюсы то?
все только и твердят насчет "европейской традиции" и венецианской комиссии , как будто это что-то значит .
Единственные вещи которые действительно что-то значат

- эффективное развитие страны
- стабильность и возможность пережить провокации, агрессии, попытки дестабилизировать ситуацию и посеять хаос со стороны врагов
- вовлечение народа в полит. жизнь , поднятие уровня доверия к правительству, президенту, парламенту. и предоставление народу некого контроля за теми, кого он выбрал .

отчего эти радости насчет венецианской комиссии и что она там признает или нет ?
разве эта комиссия возьмет на себя хоть долю ответственности за возможные последствия ?

и еще
тут на Дарбази был правильный коммент от ув. archaeopteryxus
http://darbazi.info/index.php?option=com_agora&task=viewtopic&pid=57067#p57067

передача власти парламенту -правительству вовсе не делает контроль президента лучше.
Оно просто создает второго "генерала" и почву для конфликтов.
svinkina
Oct. 16th, 2010 03:38 pm (UTC)
"парламентская модель хороша когда в стране уже нечего особо реформировать"

Да? А мне казалось, что три Прибалтики именно при парламентской модели стали современными европейскими государствами. Под "европейскими" я подразумеваю не "безумно богатыми", а -- обладающими определенным высоким уровнем в части бюрократии, работы правоохранительных органов, защиты частной собственности, общественного контроля над органами государственной власти и прочее подобное.

"в Латвии и какое-то время подрабатывал в одном агентстве занимающемся соц. опросами - так вот и у правительства и у парламента крайне низкий уровень доверия ."

Стабильной высокий бывает как правило в деспотиях.

"Единственные вещи которые действительно что-то значат
... и предоставление народу некого контроля за теми, кого он выбрал ."

Такой контроль характерен для парламентских, а не президентских республик.
gaeser
Oct. 16th, 2010 11:20 am (UTC)
Георгий, а можно я эту инфу перенесу в википедию?
cyxymu
Oct. 16th, 2010 11:21 am (UTC)
которую?
(no subject) - gaeser - Oct. 16th, 2010 11:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - cyxymu - Oct. 16th, 2010 11:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - gaeser - Oct. 16th, 2010 11:44 am (UTC) - Expand
IgrOK
Oct. 16th, 2010 11:20 am (UTC)
А как же разделение ветвей власти?
Мне вот очень нравится идея полного разделения исполнительной, судебной и законодательной властей.
Зачем вообще нужна должность "премьер-министра" с этой точки зрения мне не понятно.
svinkina
Oct. 16th, 2010 03:41 pm (UTC)
"А как же разделение ветвей власти?"

А что именно не разделено?

"Зачем вообще нужна должность "премьер-министра" с этой точки зрения мне не понятно."

Премьер, если я правильно поняла, -- глава правительства. Президент -- более-менее церемониальная фигура. По-моему, такая конфигурация встречается в демократических странах.
(no subject) - IgrOK - Oct. 16th, 2010 04:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ROLEKS [google.com] - Oct. 16th, 2010 06:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - IgrOK - Oct. 16th, 2010 06:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ROLEKS [google.com] - Oct. 16th, 2010 06:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - IgrOK - Oct. 16th, 2010 06:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ROLEKS [google.com] - Oct. 16th, 2010 06:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - IgrOK - Oct. 16th, 2010 06:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - IgrOK - Oct. 16th, 2010 06:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - taki_net - Oct. 16th, 2010 06:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - IgrOK - Oct. 16th, 2010 06:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - taki_net - Oct. 16th, 2010 06:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - IgrOK - Oct. 16th, 2010 06:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - IgrOK - Oct. 16th, 2010 06:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - IgrOK - Oct. 16th, 2010 06:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - taki_net - Oct. 16th, 2010 06:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - IgrOK - Oct. 16th, 2010 07:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - taki_net - Oct. 16th, 2010 07:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - IgrOK - Oct. 16th, 2010 07:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - taki_net - Oct. 16th, 2010 09:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ya_kadirov - Oct. 17th, 2010 02:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - taki_net - Oct. 17th, 2010 08:22 am (UTC) - Expand
pao_genshaba
Oct. 16th, 2010 12:42 pm (UTC)
Вопрос
Ты написал:
"Просто новая модель, с сильной ролью парламента и назначаемого им правительства, это решительный шаг в сторону европейской модели государства."
Что такое "европейская модель государства"? В Европе есть и монархии, и президенстские республики, и парламентские и смешанные.
Подпоручик Дуб
ПАО Генштаба
cyxymu
Oct. 16th, 2010 01:26 pm (UTC)
Re: Вопрос
в основном в Европе парламентские республики все же.
Re: Вопрос - svinkina - Oct. 16th, 2010 03:43 pm (UTC) - Expand
Re: Вопрос - ROLEKS [google.com] - Oct. 16th, 2010 04:42 pm (UTC) - Expand
Re: Вопрос - cyxymu - Oct. 16th, 2010 04:45 pm (UTC) - Expand
Re: Вопрос - ROLEKS [google.com] - Oct. 16th, 2010 04:54 pm (UTC) - Expand
Re: Вопрос - zxz12m - Oct. 16th, 2010 07:01 pm (UTC) - Expand
Re: Вопрос - taki_net - Oct. 16th, 2010 06:26 pm (UTC) - Expand
Re: Вопрос - zxz12m - Oct. 16th, 2010 06:42 pm (UTC) - Expand
Re: Вопрос - zxz12m - Oct. 16th, 2010 06:38 pm (UTC) - Expand
Re: Вопрос - zxz12m - Oct. 16th, 2010 06:49 pm (UTC) - Expand
Re: Вопрос - ROLEKS [google.com] - Oct. 16th, 2010 07:29 pm (UTC) - Expand
Re: Вопрос - oleg_egr - Oct. 16th, 2010 05:33 pm (UTC) - Expand
Re: Вопрос - zxz12m - Oct. 16th, 2010 06:51 pm (UTC) - Expand
Re: Вопрос - zxz12m - Oct. 16th, 2010 07:03 pm (UTC) - Expand
rust_ch
Oct. 16th, 2010 02:59 pm (UTC)
Если Президент Саакашвили станет "вечным премьером", то в чём-то наши страны станут более похожими. Даже оппозиция - и у Вас, и у нас - маргинальная - так говорят власти, и Ваши, и наши.
cyxymu
Oct. 16th, 2010 03:23 pm (UTC)
я сомневаюсь что он даже пойдет на премьерство в 2013году
(no subject) - svinkina - Oct. 16th, 2010 03:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cyxymu - Oct. 16th, 2010 03:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egogeo - Oct. 16th, 2010 08:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - thegiji - Oct. 16th, 2010 07:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rust_ch - Oct. 17th, 2010 11:25 am (UTC) - Expand
svinkina
Oct. 16th, 2010 03:30 pm (UTC)
ХРЮ!

1) кто и как по новым правилам будет назначать судей всех уровней? Возможно ли убирать судей с должности сейчас?
2) как проводятся выборы в парламент? Это закрытые списки (т.е. голосуют только за партию)? Или открытые (т.е. в каждом округе партия выставляет конкретного кандидата)?
3) кто назначает прокуроров?
4) по какому принципу будет выносить вердикты суд присяжных? Должно быть единогласие или лишь определенное соотношение голосов за и против?

"Вышедшая на первое место партия в новом Парламенте представляет кандидатуру премьер-министра, " - а вот это недемократичный, совершенно отвратительный пункт.


ROLEKS [google.com]
Oct. 16th, 2010 04:38 pm (UTC)
шило - на мыло
Гиоргий, а чем плоха была действующая конституция? Она ведь работала. Президент имел широкие полномочия, которые позволили достичь определенных успехов в проведении реформ, чему ты много уделяешь внимания в своём блоге и в чём я мог убедиться во время своей недавней поездки по Грузии. Получается, что эффективную модель меняют на некую абстрактную европейскую модель государства. Зачем?

В Украине это всё уже проходили, и благородных мотивов здесь искать не стоит, уверяю. Наши страны слишком молодые демократии, чтобы осознанно проводить такие концептуальные преобразования. (О преимуществах той или другой модели я сейчас не говорю.)

Если более критично отнестить с этим изменениям, то мне кажется, что здесь прослеживается прежде всего преданность не европейской традиции, а российскому опыту. Очевидно, Миша спит и видит себя премьером-2013. Не исключено, что избирательная система также претерпет изменений до очередных парламентских выборов, чтобы облегчить победу партии Саакашвили на них. Да, это пока не факт, но по крайней мере надежда Миши на сохранение власти в своих руках - единственное логическое объяснение конституционной реформы.

И ещё одно соображение. Грузия - очень патриархальная страна. Поэтому президентская модель правления в гораздо большей степени соответствует ей по духу, чем парламентская или смешанная.

Конечно, до 2013 ещё много времени и расклады могут поменяться. Если победит оппозиция и перекроет Мише путь к премьерству, то тогда в жизни страны начнётся интересное время: попытки сформировать большинство для утверждения премьера, формирование коалиционных правительств и т.д. Это настоящая зона турбулентности и настоящая угроза для продолжения реформ и сохранения достижений. И об этом неустанно будут напоминать лозунги на бигбордах, листовках и речах Саакашвили и его сторонников во время ближайшей избирательной кампании.
cyxymu
Oct. 16th, 2010 04:43 pm (UTC)
Re: шило - на мыло
ya razve gde nibud skazal, chto nineshnaya model mne ne nravitsa? Nravitsa. Posmotrim naskolko ponravitsa eta
Re: шило - на мыло - ROLEKS [google.com] - Oct. 16th, 2010 05:01 pm (UTC) - Expand
korkinen
Oct. 16th, 2010 04:56 pm (UTC)
Вопрос соотношения полномочий между президентом и главой правительства ничуть не меньше зависит от конкретной политической ситуации, чем от конституционных положений. Как ни перераспределяй, очень важно будет соотношение сил в Парламенте и совпадение политической принадлежности парламентского большинства и главы государства.

Куда большее беспокойство вызывает норма об испытательном сроке для вновь назначаемых судей: в России, Беларуси (вместе с другими нормами, конечно), она привела к формированию зависимого судейского корпуса (первые три года судья работает, чтобы заработать переназначение, потом работает также, потому что иначе работать уже не умеет).
domenti
Oct. 16th, 2010 07:46 pm (UTC)
Всё это "рыжий базар".
Ясно что никто не собирается упускать власть из рук.
Только не думайте что вы умнее всех.
krwsha
Oct. 19th, 2010 06:10 am (UTC)
Вот интересно, а почему Франция или США не уходят от президентской модели
(и даже не собираются)... Неужели тоже еще "не созрели"? Ну надо же...
extreems
Oct. 29th, 2010 09:21 pm (UTC)
Сингапур
Думаю Саакащвили берет в пример Конституцию Сингапура, той страны аналог которой он стремится создать на Кавказе. Там ровно также премьер-министр является главным политическим лицом, парламент главная политическая сила, а президент несет больше представительские функции. Парламентская форма правления ничуть не помешала Сингапуру провести реформы, а ситуация там в 60-х была намного хуже, чем в Грузии 00-х.
s0ntik
Jan. 17th, 2011 08:36 pm (UTC)
Помогите!
Никак не могу найти полный текст новой конституции грузии (очень желательно на русском). Не подскажите?
cyxymu
Jan. 18th, 2011 10:19 am (UTC)
Re: Помогите!
новый вариант и на грузинском я пока не видел. просто не искал
( 69 comments — Leave a comment )
 

 


Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com